ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ГОРОДА ПРИОЗЕРСКНА 2016-2020 ГОДЫ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Наименование раздела

стр.

1

ПАСПОРТ

3-9

2

АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ

10-58

3

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ, ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПУТИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ

59-77

4

НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ

78-79

 

Паспорт программы

 

Паспорт

 

Наименование

Программа развития города Приозерск на 2016-2020 годы

Основание для разработки

Указы Президента Республики Казахстан «О системе государственного планирования» от 18 июня 2009 года № 827; «О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан» от 4 марта 2010 года № 931; приказ Министерства Национальной экономики Республики Казахстан «О некоторых вопросах Системы государственного планирования в Республике Казахстан» от 4 февраля 2016 года № 58

Основные характеристики региона

Город  Приозерск является центром административного, социально-бытового обеспечения военно-испытательного полигона Сары-Шаган. 30 июля 1956 года были приняты исторические документы о строительстве испытательного полигона ПВО и образовании государственного научно-исследовательского центра №10. Это и стало главной причиной возникновения нового города, строившегося в качестве административного центра Сарышаганского полигона.

В декабре 1963 года Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР поселок Коктас преобразован в город областного значения с присвоением ему наименования – город Приозерск.

Основными отраслями промышленности являются производство и распределение тепловой энергии и питьевой воды, переработка цветных руд. Приозерск относится к городам «третьего уровня» - малому городу и имеет перспективы  экономического развития  и роста численности населения, благодаря развитию туристической отрасли.

Направления

-        Экономика

-        Социальная сфера

-        Общественная безопасность и правопорядок

-        Инфраструктура

-        Экология и земельные ресурсы

-        Государственные услуги

Цели

 

Социальная сфера:

-  обеспечение качества и доступности образования, повышение эффективности системы охраны прав и защиты законных интересов детей;

- участие молодежи в социально-экономическом развитии региона;

-растущий уровень ожидаемой продолжительности жизни;

-устойчивый антинаркотический иммунитет;

- эффективная система социальной защиты граждан;

 - повышение конкурентоспособности сферы культуры и искусства;

- развитие массового спорта и физкультурно-оздоровительного движения;

- популярность регионального туристского продукта;

- дальнейшее укрепление государственности и единства нации, обеспечение внутриполитической стабильности;

-развитие триязычия в регионе.

 

Целевые индикаторы

       Направление: Социальная сфера 

       Образование    

     - Количество функционирующих аварийных и трехсменных школ, 0 в 2020 году;

     - Доля учащихся, успешно (отлично/хорошо) освоивших образовательные программы среди выпускников школ по естественно-математическим дисциплинам, 60% в 2020 году;

     - Охват детей инклюзивным образованием от общего количества детей с ограниченными возможностями, 70,9% в 2020 году;

     - Охват детей (3-6 лет) дошкольным воспитанием и обучением, 100% в 2020 году;

в том числе за счет развития сети частных дошкольных организаций, 0% в 2020 году;

     - Обеспечение функционирования организаций общего среднего образования согласно государственному нормативу сети, 100% в 2020 году;

    - Увеличение доли школ, имеющих кабинеты новой модификации (химии, физики, биологии, мультимедийных кабинетов), 100% в 2020 году;

    - Уменьшение количество учащихся на 1 компьютер, до 3,5 в 2020 году;

    - Доля высококвалифицированных педагогических работников, имеющих высшую и первую категории, от общего количества педагогов ,44,6% в 2020 году;

    - Увеличение доли попечительских советов в организациях образования, 100% в 2020 году;

    - Доля школьников, охваченных качественным и комфортным подвозом к школе и из школы домой, от общего количества детей, нуждающихся в подвозе, 0% в 2020 году;

    - Количество «опорных школ»–ресурсных центров (для малокомплектных школ), 0% в 2020 году;

    - Доля детей, охваченных инклюзивным образованием, от общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии, 70,9% в 2020 году;

    - Количество полиязычных школ, 0 ед. в 2020 году;

     -Увеличение охвата детей дополнительным образованием, 52,4% в 2020 году;

    - Увеличение доли организаций образования, создавших условия для инклюзивного образования, от их общего

Количества, 100% в 2020 году;

   - Увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на патронатное  воспитание,  усыновление (удочерение), 3 ед. в 2020 году;

   - Увеличение количество призеров интеллектуальных олимпиад и конкурсов научных проектов областного и республиканского уровня, 12 ед. в 2020 году;

 

Источники и объемы финансирования

Источники финансирования: республиканский, областной, местный бюджет и собственные средства инвесторов.

Объемы финансирования:

 

- 2016 г. –84,5 млн. тенге:

республиканский бюджет –84,5 млн. тенге;

областной бюджет –0 млн. тенге;

местный бюджет –0 млн. тенге.

собственные средства –0  млн. тенге;

 

- 2017 г. –209,8 млн. тенге:

республиканский бюджет –0 млн. тенге;

областной бюджет –3,2 млн. тенге;

местный бюджет  –206,6 млн. тенге.

собственные средства –0 млн. тенге;

 

- 2018 г. –176,8 млн. тенге:

республиканский бюджет –0 млн. тенге;

областной бюджет –1,2 млн. тенге:

местный бюджет –175,6 млн. тенге.

собственные средства –0 млн. тенге;

 

- 2019 г. –176,8 млн. тенге:

республиканский бюджет – 0 млн. тенге;

областной бюджет  –1,2 млн.тенге;

местный бюджет –175,6 млн. тенге.

собственные средства –0 млн. тенге;

 

- 2020 г. –179,8 млн. тенге:

республиканский бюджет – 0 млн. тенге;

областной бюджет – 1,2 млн.тенге:

местный бюджет   – 178,6 млн. тенге.

собственные средства –0 млн. тенге;

 

 

  1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ

 

На территории города Приозерск  функционируют  3 детских сада, 2 мини- центра  в  центре детско-юношеского творчества «Достык»,  2 общеобразовательные школы и одно учреждение дополнительного образования  центр  детско-юношеского творчества «Достык».  

С целю повышения охвата детей дошкольным учреждением 2015 году открыт   детский- сад  на 200 мест.

 

Анализ социально-экономического развития региона

 

         Образование

Дошкольное образование

         Количество дошкольных учреждений по городу Приозерск составляет 5 единиц, в том числе 3  детских сада и  2 мини-центра.  Охват детей от 3 до 6 лет составил в 2014 году 98,8%, в 2015 году составляет 98,8 %, охват детей от 3 до 6 лет в  2016 году 98,8 %,  2017 году 99,3 %.

          Рост охвата детей в 2012 году достигнут за счет открытия мини-центра «Еркетай» на 100 мест.  В 2015 году  открыт  новый  детский сад на 200 мест.

Дети предшкольного возраста на 100% охвачены предшкольной подготовкой.

Ключевые проблемы сферы –дефицит квалифицированных кадров.

В дошкольных организациях  с воспитанием и обучением на казахском языке ведется обучение русскому языку, в  83,3 % детских садов начали изучение английского языка за счет введения штатных единиц из местного бюджета.

В детском саду «Айналайын» для повышения качества дошкольного образования наряду с традиционными методиками используются элементы методики М.Монтесори, организована экспериментальная работа  по проблемам здоровьесбережения, внедрению инклюзивного образования.

Среднее образование

На территории города Приозерск  функционируют 2 дневных общеобразовательных школы. Из них СШ №1 с казахским языком обучения, СШ  №2  со смешанным языком обучения. Общая численность учащихся школ – 1830 человек. Численность преподавателей в школах города 160. Сохраняется потребность в учителях   русского языка и математики, химии в школе с русским языком обучения. Степень обеспеченности школ учебными кабинетами: физики –100 %, химии – 100 %, биологии – 100 % от их общего числа. Школы города оснащены мультимедийными кабинетами, высокотехнологичными оборудованиями.

  В школах организовано  питание учащихся. Ежегодно в бюджете предусматриваются средства для обеспечения детей из многодетных и малообеспеченных семей горячим бесплатным питанием. В 2014 году  году было обеспечено питание 365 детей  данной категории,  в 2015 году 393 детей, в 2016 году 221,  за 9 месяцев  2017 года охвачены бесплатным питанием 201 детей. 

Бесплатным питанием охвачены учащихся из многодетных и малообеспеченных семей, что составляет 100% от числа учащихся из многодетных и малообеспеченных семей.

Школы города оснащены системами видеонаблюдения, установлены приборы учета тепла, горячего и холодного водоснабжения.

Детский сад «Айналайын» работает по экспериментальной программе инклюзивного образования. СШ  №2 определена как стажерская площадка по инклюзивному образованию. 

На сегодняшний день в школе обучается 40 учащихся (9% от общего числа учащихся) из них четыре (0,5%) ребенка – инвалида, обучаются в условиях инклюзивного образования. На сегодняшнее время имеется  20 класс- комплектов, в которых работают  43 учителя.

Для реализации цели и задач стажерской площадки в школе создана служба психолого-педагогического сопровождения- школьный психолого-педагогический консилиум.

Служба сопровождения состоит из семи специалистов:заместителя директора по инклюзивному, специальному и надомному образованию, учителя дефектолога - логопеда с русским языком обучения, учителя – дефектолога- логопедас казахским языком обучения, двух педагогов- психологов с русским и казахским языком обучения, социального педагога, инструктора ЛФК.

 

SWOT-анализ развития образования

 

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутренняя среда

Сильные стороны:

1) рост охвата детей дошкольного возраста в городе (до 91,5% от 1 до 6 лет);

2) внедрение изучения английского и русского языка в ДО - 83,3 %.

Слабые стороны:

1) дефицит кадров в учреждениях образования;

 

Внешняя среда

Возможности

1) обеспечение свободного доступа дошкольного воспитания и обучения.

 

Угрозы

1) рост очередности на получение места в  дошкольную организацию в связи с демографическими процессами (рост рождаемости);

2) отсутствие прогноза в специалистах на рынке труда.

 

              Актуальные проблемы образования

              - дефицит учителя по предмету химии в классах с русским языком обучения

 

 

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ, ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПУТИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ

 

Направление 2 «Социальная сфера

Цель 6: Обеспечение качества и доступности образования, повышение эффективности системы охраны прав и защиты законных интересов детей

№ п/п

 

Целевые индикаторы

Источник

2015 г. (факт)

2016 г.

(факт)

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

1

Количество функционирующих аварийных и трехсменных школ, ед.

Данные отдела образования

 

0

0

0

0

0

0

2

Доля учащихся, успешно (отлично/хорошо) освоивших образовательные программы среди выпускников школ по естественно-математическим дисциплинам, %

Статические данные отдела образования

50

43,3

 

45

 

52

55

60

3

Охват детей инклюзивным образованием от общего количества детей с ограниченными возможностями, %

 

Статические данные отдела образования

26

28,78

70,9

70,9

70,9

70,9

 4

 

Охват детей (3-6 лет) дошкольным воспитанием и обучением, %

Статические данные отдела образования

98,8

98,9

99,3

99,8

100

100

в том числе за счет развития сети частных дошкольных организаций, %

Статические данные отдела образования

 

0

0

0

0

0

0

5

Обеспечение функционирования организаций общего среднего образования согласно государственному нормативу сети, %

Данные отдела образования

100

100

100

100

100

100

 6

Увеличение доли школ, имеющих кабинеты новой модификации (химии, физики, биологии, мультимедийных кабинетов), %

Данные отдела образования

100

100

100

100

100

100

7

Уменьшение количество учащихся на 1 компьютер чел.

Данные отдела образования

6

7,1

5

5

4

3,5

8

Доля высококвалифицированных педагогических работников, имеющих высшую и первую категории, от общего количества педагогов, %

Данные отдела образования

46,7

43

44,6

46

47,3

48,6

9

Увеличение доли попечительских советов в организациях образования,  %

Данные отдела образования

50

50

100

100

100

100

10

Доля школьников, охваченных качественным и комфортным подвозом к школе и из школы домой, от общего количества детей, нуждающихся в подвозе, %

Данные отдела образования

0

0

0

0

0

 

0

 

11

Количество «опорных школ»–ресурсных центров (для малокомплектных школ), ед.

Данные отдела образования

0

0

0

0

0

0

12

Доля детей, охваченных инклюзивным образованием, от общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии, %

Статические данные отдела образования

26

28,78

70,9

70,9

70,9

70,9

13

Количество полиязычных школ, ед.

Данные отдела образования

0

0

0

0

0

0

14

Увеличение охвата детей дополнительным образованием, %

Статические данные отдела образования

46,4

50,1

52

52,2

52,3

52,4

15

Увеличение доли организаций образования, создавших условия для инклюзивного образования, от их общего
количества, %

Данные отдела образования

100

100

100

100

100

100

16

Увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на патронатное  воспитание,  усыновление (удочерение), ед.

Данные отдела образования

0

3

3

3

3

3

17

Увеличение количество призеров интеллектуальных олимпиад и конкурсов научных проектов областного и республиканского уровня, ед.

Данные отдела образования

22

8

9

10

11

12

        Пути достижения:

  • укрепление материально-технической базы организаций образования;
  • создание условий для перехода на систему 12-летней школы;
  • проведение систематических мероприятий на всех ступенях сферы образования;
  • прохождение предшкольной подготовки;
  • подключение школ к широкополосному Интернету;
  • увеличение времени работы школьников в Интернете;
  • усиление материально-технической базы организаций образования интерактивным оборудованием и специализированными кабинетами для предметного обучения.

 

Материально-техническая база организаций образования будет усилена интерактивным оборудованием и специализированными кабинетами для предметного обучения. В 2017 году в СШ №2 приобретена лаборатория робототехники. От вариативной части учебного плана для 5 классов ведется кружок «Робототехники». Охват 108 детей. Школам закуплены ПИК (проекто-интернет-компьютер).

СШ №2 определена как стажерская площадка по инклюзивному образованию.  На сегодняшний день в школе 40 учащихся имеют статус детей с особыми образовательными потребностями. СШ №1 является  магнитной школой,  закреплена  к стажерской площадке. Во всех организациях образования установлены пандусы. На сегодняшний день в школе обучается 40 учащихся (9% от общего числа учащихся) из них четыре(0,5%) ребенка – инвалида, обучаются в условиях инклюзивного образования. На сегодняшнее время имеется  20 класс- комплектов, в которых работают  43 учителя.

Для реализации цели и задач стажерской площадки в школе создана служба психолого-педагогического сопровождения- школьный психолого-педагогический консилиум.

Служба сопровождения состоит из семи специалистов:заместителя директора по инклюзивному, специальному и надомному образованию, учителя дефектолога - логопеда с русским языком обучения, учителя – дефектолога- логопед с  казахским языком обучения, двух педагогов- психологов с русским и казахским языком обучения, социального педагога, инструктора ЛФК.

Повышена эффективность системы охраны прав и защиты законных интересов детей, направленной на комплексное решение вопросов профилактики и предупреждения семейного неблагополучия и социального сиротства, беспризорности и безнадзорности, правонарушений и преступности, обеспечена доступность образования для детей с нарушениями здоровья, из малообеспеченных семей и детей, входящих в группы риска.

В целях повышения квалификации педагогических кадров педагоги будут направляться на курсы повышения квалификации по обнавленным программам повышения  квалификации  работников системы образования.

Охват детей  по дополнительному образованию  увеличен за счет открытия кружка по техническому направлению. В 2015 году приобретена лаборатория «Робототехника» в центре  детско-юношеского творчества «Достык». В целях развития функциональной грамотности учащихся путем расширение лабораторий «Робототехники» и «Технического моделирование и конструирование» были закуплены 10 рабочих и 10 дополнительных  комплектов для работы. Курс «Робототехника» ведется  в 7-8 классах, отводится 2 часа от вариативной части учебного плана. Данный курс  ведет учитель информатики. Всего участвуют 45 учащихся, составляющие две группы. Кружок проводится по расписанию в лаборатории центра детско-юношеского творчества «Достық».

  1. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ*

 млн. тенге

Наименование целей

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Обеспечение качества и доступности образования, повышение эффективности системы охраны прав и защиты законных интересов детей

84,5

209,7

176,8

176,8

179,8

Всего

84,5

209,7

176,8

176,8

179,8

 

*Примечание:

В разделе 4. «Необходимые ресурсы» учтены другие источники финансирования (собственные средства предприятий).

^ -Количественные значения целевых индикаторов, показателей и суммы финансирования могут быть уточнены и изменены при утверждении и уточнении республиканского и местного бюджетов на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством РК.